pawellvasiliev

Category:

В связи со встречей в Аммане: почему другие патриархи не могут созывать Всеправославные Соборы?

Этого требуют московские церковные деятели, в частности иерей Георгий Максимов: «право созыва Всеправославного Собора должно принадлежать не только первенствующему по диптихам предстоятелю, но любому предстоятелю Поместной Церкви» (Ересь Константинопольского папизма).  

Данное требование еретично. Только Константинопольский может созвать такой Собор, ибо только он на вселенском уровне пребывает в чине Христа. Прочие предстоятели пребывают в чине Апостолов, в силу чего не обладают необходимой для созыва Собора благодатью. Вспомним, что Собор епископов в Православии осмысляется как продолжение божественной Литургии, которая является видимым символическим проявлением неизменного (!) Небесного строя. Когда сослужат много епископов, то лишь первый по чести Архиерей имеет чин и место Христа (Престол), а остальные епископы - чин и место Апостолов (сопрестолы). Святитель Симеон Солунский говорит об этом так: «Восшед же на Горнее Место и сидя на нем, Архиерей прообразует собою Иисуса Христа, а по бокам сидят другие Епископы и Священники, представляющие лик Апостолов» (Книга о храме, 37). Только Первый служит (действует!), а остальные — сослужат. Этим выражается таинство единства, ибо на самом деле Бог поставил над всеми одного Пастыря - Иисуса Христа: «И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида» (Иез.34:23). Поэтому и Священное Писание знает только одного Архиерея и один неделимый священнический Хитон (Подир, см. Откр.1:13). 

Собор епископов на вселенском уровне должен осмысляться в соответствии со следующим реальным литургическим образом:

Литургия и Всеправославное совещание в Подгорице (Черногория), 7 октября 2013 года.
Литургия и Всеправославное совещание в Подгорице (Черногория), 7 октября 2013 года.

Патриарх Варфоломей, пребывая на горнем месте в чине Христа, остается единственным Архиереем, а прочие предстоятели на пресвитерских сопрестолах умаляются в чин Апостолов. 

Теперь вспомним, что каждому месту в алтаре соответствует определенная благодать (харизма). Свщм. Дионисий (Ареопагит) поясняет: «Итак, показано, что чин иерархов – совершающий и совершеннодействующий, чин иереев – просвещающий и световодительный, а чин литургов – очищающий и различающий, при том, что чин иерархов, разумеется, может и не только священнодействовать, но так же и просвещать и очищать, и имеет в себе силу иереев вместе со способностью просвещения и очищения. Ибо нижние чины не способны привести меньших к большему, к тому же им не позволено такое дерзкое посягновение». (О церковной иерархии. Гл. 5. § 7.).  

Суммировать вышеизложенное мы можем при помощи следующей важной схемы: 

Отметим, что все харизмы почивают в иерархе как в своей главе. Поэтому для епископов на сопрестолах нет проблемы в том, что бы в момент сослужения исполнять световодительное служение превитеров. Как говорит свт. Симеон Солунский, «чтение Посланий Епископы и Священники, кроме одних Диаконов, слушают, сидя на своих местах, ибо они имеют благодать, равную Апостолам» (Книга о храме, 38).

Следовательно, совершающая и совершеннодействующая благодать внутри Собора на вселенском уровне принадлежит только Вселенскому патриарху. От имени Христа Владыки Варфоломей I созывает и благословляет Собор, а епископы разбирают дела, определяют и судят. Как и при чтении ими книги Апостол во время Литургии, «они не от себя это делают, а после того как получат благословение от Первого» (свт. Симеон). 

Мы своими глазами видим, что патриарх Московский и прочие предстоятели на вселенском уровне занимают сопрестолы, следовательно, они имеют только световодительную благодать. Поэтому никто из них не имеет права созывать Всеправославный Собор, ни поручать ему разбирательство, ибо, как говорит св. Дионисий, «им не позволено такое дерзкое посягновение».  

В завершении скажу, что тезис «Собор как продолжение Литургии» не является нововведением митрополита Иерофея (Влахоса) из его статьи или изобретением греческого богословия. Это исконная вера отцов Церкви. Внимательно прочитаем послание Халкидонского Собора к папе Льву I, обращая внимание на пояснения, которые я сделал в скобках:

«... Поэтому и мы, употребляя тебя [Льва] как началовождя (совершающая и совершеннодействующая благодать! — П. В.) в добре для (общей) пользы, показали чадам Церкви наследие истины (просвещающая и световодительная благодать! — П.В.), не производя научение каждый сам по себе, тайком, но сообщая исповедание веры в общем духе, в одном настроении и единомыслии. И мы в общем ликовании, как бы на царских вечерях, услаждались духовными яствами, которые Христос чрез твои грамоты приготовил пиршествующим, и думали, что видим среди себя обращающимся небесного Жениха (чин Христа! — П.В). Ибо, если где двое или трое соберутся во имя Его, там Он обещал быть посреди их (Матф. 18, 20), то какую близость показал Он относительно пяти сот двадцати иереев, которые познание исповедания Его предпочли отчизне и труду, и которыми ты являя благомыслие, управлял как Глава членами (чин Главы- П.В.), в лице занимавших твое место...  

... Итак, что мы определили для уничтожения всякого замешательства и для упрочения церковного благочиния, это благоволи, святейший и блаженнейший отец, признать своим, достолюбезным и приличным для благоустройства. Занимавшие место вашей святости, святейшие епископы Пасхазин и Луценций и с ними боголюбезнейший пресвитер Бонифаций, пытались было сильно противоречить таким определениям, конечно, желая, чтобы и это добро начиналось (первый Престол как Начало Церкви — П.В.) от вашей попечительности, чтобы исправление как веры так и благочиния было приписано вам... И как оно началось от твоей святости, то на основании всегдашней твоей благосклонности мы и осмелились утвердить, зная, что всякое исправление, производимое детьми, относится к их собственным отцам (папа Лев внутри Собора Первый без равных — П.В.). Итак, умоляем, почти твоим подтверждением (наш) суд; как мы заявляли тебе согласие в добром, так и твоя святость да воздаст детям должное...»  (Послание святого собора к святейшему папе римской церкви Льву)

Послание к папе Льву - это каноническое Предание Церкви. «Мы верим только каноническим Писаниям и Преданию — такова общая мысль свт. Марка Эфесского во время диспута с латинянами о чистилище. 

Таким образом, иерей Георгий Максимов и прочие московские пастыри дерзко взбунтовались против экклезиологии Духа Святого, глаголившего устами отцов IV Вселенского Собора. Нет сомнений, что этот мятеж потерпит крах, как и все предыдущие. 

Аминь и слава Богу за всё. 


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic