Разговор между сомневающимся и уверенным в православии Фанара. Часть 1. Глава православного Тела

Сомневающийся: Я имею предложить тебе отрывки из статьи протоиерея Вадима Леонова «Константинопольский папизм» [1]. Священник пишет: «В своей речи патриарх Варфоломей ставит себя на место Христа, называя себя Главой церковного Тела: «Вселенский Патриарх как Глава православного Тела созвал в июне 2016 года святой и великий собор на Крите, величайшее церковное событие последних лет». В его словах по сути извращено православное учение о Церкви как теле Христовом. В рассуждениях патриарха Варфоломея Главой Церкви является он. Это уже не канонический вопрос, а догматический – сформулировано еретическое учение, созвучное римо-католической догме о главенстве Римского папы над всей Церковью: «Римский Первосвященник, как преемник Петра, есть постоянное и видимое начало и основа единства и Епископов, и множества верных. Отдельные же Епископы являются видимым началом и основой единства в своих поместных Церквах, созданных по образу вселенской Церкви, в которых и из которых состоит единая и единственная кафолическая Церковь (II Ватиканский собор)».

Уверенный: Ты хочешь, чтобы я разобрал с тобой эти и другие утверждения московского богослова?

Сомневающийся: Точно так. Убедись в неправомыслии Фанара.

Уверенный: Приведенная тобою цитата меня не убеждает. Известно, что римо-католики веруют в Святую Троицу, признают две природы во Христе, почитают иконы и мощи. Должны ли мы отказаться от всего перечисленного как от ереси? 

Сомневающийся: Вовсе нет.

Уверенный: Следовательно, демонстрация автором созвучия учения КнП с латинским сама по себе ничего не доказывает. Прежде всего надо показать, что оно противоречит Священному Писанию и Преданию. 

Сомневающийся: Ты прав. Но отец Вадим и с этой задачей справился. «Единственным и неизменным Главою всей Церкви — пишет священник, — является Господь наш Иисус Христос: «Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф.5: 23). Он является «главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф.1: 22–23). Глава у тела всегда одна, поэтому никто из людей, никакой церковный институт не может быть главой всей кафолической Церкви, кроме Христа« [1] 

Ересь папизма заключается как раз в том, что папа Римский узурпировал место Христа во главе Церкви. Вот как об этом писал свт. Игнатий (Брянчанинов): «Папизм – так называется ересь, объявшая Запад... Папизм присваивает папе свойства Христа и тем отвергает Христа... Папа есть идол папистов. Он – божество их» [2]. И вот теперь пришла новая беда: Константинопольский патриарх присвоил себе место Христа во главе Церкви. 

Уверенный: Не спеши с выводами. Обрати внимание, что в цитируемом месте Христос назван Главой Церкви, в том значении в котором муж является главою своей жены: «муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф.5:23). Церковь — Жена Христа, «от плоти Его и от костей Его» (Еф.5:30). Скажи, у твоей жены есть такая часть тела, как голова? 

Сомневающийся: Разумеется. 

Уверенный: Наличие у твоей жены головы как-нибудь отменяет твое главенство над женой в качестве мужа?

Сомневающийся: Нет, конечно.

Уверенный: У Жены Христа тоже есть голова. Она прямо упоминается в Писании: «Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова (κεφαλή) ногам: вы мне не нужны» (1Кор.12:21). В этом месте главою православного Тела назван не Божественный Муж (как в послании к Ефессянам 5:23), а предстоятель Церкви, главенство которого не отменяет Главенства Христа как Мужа.

Так же предстоятель Церкви назван главою в 34 правиле Св. Апостолов: «Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавать его как главу (κεφαλήν), и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения» [2] 

Как видишь, древние отцы не усматривали в самом именовании человека «главой Церкви» никакой подмены Христа. Ведь служение предстоятеля может осуществлять только тот, кто пребывает в Сыне и получил сответствующий дар Духа Сына: «Имеющие же дарования по благодати данной нам различные... учащий [пребывай] в учении, и если просящий в утешении, передающий в простоте, впереди стоящий (προϊστάμενος) [начальствуй] в усердии..» (Рим.12:6-8, см. подстрочник). Кстати, слово president, употребленное в выражении «president of the body of Orthodoxy» (глава православного Тела) дословно переводится как «сидящий впереди» [3]. То есть, в заявлении Синаксиса имеется ввиду служение патр. Варфоломея в качестве предстоятеля Вселенской Церкви. 

Сомневающийся:  У мужа и жены, как мы видим, два разных тела. А про христиан написано, что мы составляем единое Тело с Господом. 

Уверенный: Тела мужа и жены различны лишь внешне, но таинственно для Бога они составляют одно тело: «и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф.5:31-32). Вот как изложена тайна Церкви во «Втором послании к Коринфянам» надписанном именем свщм. Климента Римского: «Я не думаю, чтобы вы не знали, что Церковь живая есть Тело Христово (Еф. 1: 23) (ибо говорит Писание: “Сотворил Бог человека… мужа и жену” (Быт. 1: 27); муж есть Христос, жена – Церковь) и что Церковь, по свидетельству Книг и Апостолов, не ныне только существует, но издревле. Ибо была она духовною, как и Иисус наш, явилась же в последние дни (1 Пет. 1: 20), чтобы спасти нас» [4]. 

Итак, Церковь предсуществует в Замысле Создателя. На Предвечном Совете был предопределен не только Богочеловек, но Его Жена. Римский пророк Ерм видел это предопределение Божие о Церкви в образе старицы: «Кто же она, господин? – Она есть Церковь Божия. Я спросил его, почему же она стара. Так как, – объяснил он, – сотворена она прежде всего, и для нее сотворен мир» [5]. Жену можно увидеть отдельно от Мужа, как и святых мы видим отдельно, но в глазах Бога вся Церковь мистически составляет со Христом одного «Человека», ибо написано: «сотворил Бог человека… мужа и жену» (Быт. 1: 27).  

Вот почему под «Христом» и «Сыном Человеческим» в Писании подразумевается не только Иисус Христос, но и Жена в Нем (Церковь). Например, у пророка Исайи читаем: «[Господь] облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством» (Ис.61:10). Здесь Сын говорит о Себе как о Женихе и Невесте в одном Лице. И ещё: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян.9:4). Савл шел гнать Церковь в Дамаске, а Спаситель говорит: «Меня». Рассуждая о подобных местах Писания, Тиконий Африканский вывел свое 1-е правило «О Господе и Его Теле», истинность которого засвидетельствовал блж. Августин [6].

Сомневающийся: Ты хочешь сказать, что у Церкви две Главы?

Уверенный: Главенство Христа иного порядка и не может быть приравнено к главенству предстоятеля Церкви. Христос — Глава освящающий все Тело (ср. Рим.11:16), а предстоятель — глава освящаемых членов. Но «и освящающий и освящаемые, все - от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями» (Евр.2:11). 

Христос — Глава познающий Тело, а предстоятель — глава познаваемых членов. «И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа» (Ос.2:19-20). Сперва Божественный Жених определился с избранницей (верующие, сыны Авраама); затем Он заключил с ней брачный договор (Закон Моисеев); наконец, Он познал избранницу, сделав ее чистой Девой (Новый Завет). «Какая благость Божия! - восклицает блж. Иероним, - посмотри, какое различие между союзом Божиим и человеческим: когда человек берет жену, то деву делает женщиной, то есть недевственною, - а когда Бог соединяется с блудницами, то обращает их в дев» [6].

Сомневающийся: Ты упустил один момент. Павел говорил только о главах Поместных Церквей. «И вы тело Христово и члены отчасти (ἐκ μέρους)» (1Кор.12:27 см. подстрочник). Свт. Иоанн Златоуст объясняет эти слова так: «Поскольку же не они только одни составляли полноту тела Христова, но верующие, сущие по всей вселенной, то прибавил: а порознь - члены. Хотя они не составляли всего тела, однако были членами, и притом порознь. Ибо в отношении к вашей церкви вы тело Христово, как целая Церковь; а по отношению к Соборной Церкви, сущей по всему миру, тело которой состоит из повсеместных церквей и имеет главой Христа, вы члены, поскольку часть ее». [7] 

Только предстоятели Поместных Церквей в соответствии с  34-м правилом Св. Апостолов могут быть названы «главами». Выражение «глава всего православного Тела» употребленное не по отношению ко Христу неправославно. 

Уверенный:  Значит, ты признал, что именование «главою» предстоятеля Поместной Церкви не является подменой Христа?

Сомневающийся: Похоже на то.

Уверенный: Теперь я покажу, что это справедливо и в отношении всего Тела. Вспомни, что первенство Петра среди Апостолов особо выделено в Писании: «Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн…» (Матф.10:2). Внимай Златоусту: «Таков был Петр, верховный в сонме их, уста всех апостолов, глава того братства, предстоятель всей Вселенной, основание Церкви» [8]. Святой отец называет Петра главой «отчасти«?

Сомневающийся: Нет, главой всего Тела. 

Уверенный:  Следовательно, такой чин в Церкви существует от Апостолов. Первым главою Тела Жены являлся Апостол Петр, затем этот чин перешел к православному епископу Рима, которого мы признавали главой, пока он не упал с Камня веры Петра. 

Вот как об этом пишет свт. Симеон Фессалоникийский:  «Не должно противоречить латинянам, когда они утверждают, что римский епископ – первый. Это первенство не пагубно для Церкви. Пусть только они докажут его верность вере Петра и вере преемников Петра. И если это так, пусть он пользуется всеми преимуществами Петра, пусть будет первым, главой, начальником всех и верховным первосвященником [...] Пусть епископ Рима будет преемником Православия Сильвестра и Агафона, Льва, Либерия, Мартина и Григория, тогда и мы назовем его апостольским и первым среди других епископов; тогда мы тоже будем повиноваться ему, и не только как Петру, но как Самому Спасителю» [9]

После отпадения Рима, главенство в Церкви перешло к епископу Константинополя.

Сомневающийся: Ты намекаешь, что ныне главой Тела Жены является патриарх Варфоломей?

Уверенный: Воистину так.  

Сомневающийся: Опасное заблуждение! Первенство патриарха Варфоломея — это только первенство чести. Все автокефальные Церкви равноправны между собою и над ними властен только Муж - Христос. 

Уверенный: Выражаясь языком Писания, ты утверждаешь, что у Тела Жены не одна, а много глав?

Сомневающийся: Фактически, это так. Отец Вадим даже предлагает  чередовать главенство, как в Евросоюзе: «можно было бы сделать смещающийся диптих Церквей, в котором раз в году происходило бы перемещение последней по списку Поместной Церкви на первое место, первой на второе место и т.д... На один год каждая Церковь получала бы право координации церковных процессов и председательства на общеправославных соборах и собраниях разного рода» [1].

Уверенный: Да не будет сего! Предвечное предопределение Божие о Церкви явлено пророкам не в образе невиданного многоголового существа, например, вот такого -

Церковь Христова по представлениям московских богословов поразительно напоминает образ лютеранской ереси на памятнике императору Карлу V в Палермо.

А в образе женщины, которой Создатель дал одну голову. Вспомни, что Ерм видел Церковь в образе старицы с одной головой, а не с многими головами. Видение римского пророка подтверждается Откровением апостола Иоанна: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр.12:1). Св. Ипполит Римский толкует так: «Под женщиной, облеченной в солнце, он самым ясным образом обозначил Церковь, облеченную в Слово Отца, блистающее ярче солнца» [10]. 

Смотри, у Жены, облеченной в Солнце правды (Мал.4:2), одна голова, а не пятнадцать. Церковь не является многоголовым монстром! [11]

Продолжение следует...

 [1] Протоиерей Вадим Леонов. Константинопольский папизм. http://www.pravoslavie.ru/116704.html

[2] Свт. Игнатий (Брянчанинов) http://www.odigitria.by/2016/05/13/papizm-tak-nazyvaetsya-eres-obyavshaya-zapad-svyatitel-ignatij-bryanchaninov/

[3] Юридический словарь https://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/17464

[4] Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 55.

[5] Второе послание к Коринфянам. 14. 1–2.

[6] Блж. Августин Ипонский. Христианская наука или Основания Герменевтики и Церковного красноречия. Книга третья.  https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/hristianskaja-nauka-ili-osnovanija-germenevtiki-i-tserkovnogo-krasnorechija/

[7] Блж. Иероним Стридонский. Комментарии на малых пророков. Цитата по «Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков». Ветхий Завет, Том XIV. С. 11  http://bible.optina.ru/old:os:02:19

[8] Свт. Иоанн Златоуст. http://bible.optina.ru/new:1kor:12:27

[9] Цит. по: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendorf/apostol-petr-v-vizantijskom-bogoslovii/

[10] Сщмч. Ипполит Римский. Об антихристе. http://bible.optina.ru/new:otkr:12:01

[11] Слова архиепископа Тельмисского Иова (Геча). Цит. по: https://cerkvarium.org/ru/novosti/pomestnye-tserkvi/arkhiepiskop-telmisskij-iov-gecha-avtokefaliya-eto-sredstvo-obespechit-edinstvo-i-tserkvi-vnutri-gosudarstva-i-mezhdu-pomestnymi-tserkvami.html

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic